avatar rspp-viewpoint

Российский союз промышленников и предпринимателей:



подробнее...

Следить за персональным блогом


Автоматизированная система Промышленная безопасность и охрана труда

Обновления главной ленты блогов
Вконтакте Facebook Twitter RSS Почта Livejournal
Внимание

На нашем портале можно бесплатно публиковать информацию о своей компании, размещать товары и услуги и цены на них.
Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

31 августа 2018, 08:51

Козак Дмитрий Николаевич


Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий вопросы ТЭК и промышленности, рассказал в интервью РБК о том, как будут сдерживаться цены на бензин, кто построит российскую газовую турбину и почему не стоит ждать налога на велосипеды. Негативная ситуация подсветила нам проблемы будущего — За короткое время работы нового состава правительства вы столкнулись с рядом ситуаций, требующих жестких решений: пенсионная реформа, завершение налогового маневра в нефтяной отрасли и рост цен на бензин. Какие из этих вопросов были плановыми, какие ситуативными? — Все те вопросы, которые вы перечислили, являются плановыми. Они достаточно давно прорабатывались в правительстве, взвешивались все последствия — это золотое правило деятельности правительства. Без оценки финансово-экономических, социальных последствий никакие решения не принимаются. Как правило, сомнения и дискуссии вызывает не только само решение, но и исходные данные для его принятия и оценка последствий его применения. Пенсионная реформа, вопросы завершения налогового маневра и связанные с ним проблемы сдерживания цен на моторное топливо на внутреннем рынке — это те вопросы, которые рассматривались в правительстве в течение длительного времени, в обычном порядке — то есть с оживленными и продолжительными спорами. Другое дело, что в некоторых вопросах появился элемент ситуативности, как в случае с увеличением цен на моторное топливо. На завершающей стадии обсуждения налогового маневра одновременно сложились три фактора влияния на российский топливный рынок. На повышенные с 1 января 2018 года акцизы на бензин и дизтопливо наложились ослабление курса рубля и повышение цены на нефть на мировом рынке. Как следствие, рост экспортного диспаритета (экспортный паритет — цена поставки на экспорт за вычетом пошлин и транспортных расходов. — РБК). В этой ситуации правительству пришлось оперативно реагировать. Но негативная на тот момент ситуация на топливном рынке, что называется, подсветила нам проблемы будущего. Это способствовало принятию более взвешенного и сбалансированного варианта налогового маневра после 1 января 2019 года. — А пересменка в правительстве, о которой в интервью РБК говорил бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, действительно привела к скачку цен на бензин? — Я думаю, нет. Три фактора, о которых уже говорилось, начали воздействовать на внутренний рынок моторного топлива еще в апреле. Как раз к середине мая, когда была смена персонального состава правительства, это влияние усилилось. Но буквально дня через три после утверждения [нового] состава правительства состоялся диалог с нефтяными компаниями. Все необходимые решения были приняты практически в один день, и ситуацию удалось стабилизировать. — В правительстве достаточно долго шли дискуссии о завершении налогового маневра (предполагает обнуление экспортной пошлины при постепенном увеличении НДПИ), нефтяникам удавалось затягивать этот вопрос. С вашим назначением вице-премьером, курирующим ТЭК, решение было принято в рекордные сроки. В чем причина? — Завершение налогового маневра связано прежде всего с необходимостью справедливого распределения рентных платежей в рамках единого евразийского экономического пространства. Эти платежи должны зачисляться в бюджет той страны, откуда они происходят. Вопрос прорабатывался достаточно долго. К моменту формирования правительства общие подходы к завершению налогового маневра в принципиальном плане уже были приняты. Окончательное решение уже с моим участием также было принято не так быстро: мы примерно месяц дискутировали, обсуждали различные нюансы. В правительстве взвешивались все последствия, как это повлияет на внутренний рынок нефти и нефтепродуктов. Много было дискуссий вокруг размеров и условий предоставления демпфирующего акциза (надбавка, которая должна компенсировать компаниям часть разницы между мировой ценой и ценой внутреннего рынка. — РБК), как учесть логистические компоненты. В обсуждениях участвовали все ведущие нефтяные компании, так называемые независимые производители нефтепродуктов. Благодаря такому диалогу удалось принять решения, которые в целом обеспечивают баланс интересов и государства, и бизнеса. — Вопрос о налоговом маневре полностью решен либо еще возможны изменения? Например, компания Роснефть заявила, что дискуссия о параметрах маневра продолжается. — Сама по себе дискуссия не завершится никогда. Здесь абсолютного консенсуса быть не может. Ни один налогоплательщик — ни гражданин, ни самый, как сегодня модно говорить, социально ответственный бизнес — никогда не согласится с увеличением налоговой нагрузки. Но, даже когда речь идет об увеличении налоговых платежей, мы действуем абсолютно открыто, предварительно выслушиваем все мнения. Можем с ними не соглашаться. К середине июля была достигнута договоренность об основных параметрах законопроекта, который был предложен парламенту. Но с некоторыми оговорками. Дело в том, что правительство и парламент после 1 сентября не имеют возможности принимать решения об ужесточении налогового режима даже на будущий налоговый период. Смягчение возможно в любой момент. Поэтому принятый законопроект ляжет в основу формирования бюджета на следующие три года. Некоторые уточнения законопроекта возможны, но они вряд ли существенно повлияют в целом на налоговое бремя для нефтяной отрасли или приведут к существенному сокращению доходов федерального бюджета. Предложения об уточнении законопроекта продолжают обсуждаться. Есть соответствующее поручение правительства министерствам и ведомствам до 1 сентября совместно с компаниями дополнительно их проработать. Если будут для этого объективные и веские аргументы, мы примем необходимые решения. Скачка цен на бензин не будет — Соблюдаются ли соглашения, которые были достигнуты с нефтяниками на совещаниях под вашим руководством, — о заморозке цен на заправках и увеличении продаж топлива на бирже? Какая ситуация складывается по другим видам топлива, прежде всего по авиакеросину? — На сегодняшний день в целом эти соглашения соблюдаются. Есть за последнюю неделю некоторый незначительный — на копейки — всплеск розничных цен на дизтопливо. — Но оптовые цены на бензин на бирже за неделю — с 10 по 17 августа — выросли на 7% впервые с конца мая. — Биржа — это далеко не весь оптовый рынок. Поэтому розничный сегмент рынка пока на эти колебания линейно не отреагировал. Во всяком случае, согласно тем данным, которые у меня есть, нет таких фактов. Рост биржевых цен обусловлен постановкой на ремонт некоторых нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке и в Сибири. Снизился объем топлива, реализуемого через биржу. Мы будем мониторить ситуацию и принимать необходимые решения. Все решения, которые принимались по регулированию топливного рынка в текущем году и на ближайшие шесть лет (связанные с завершением налогового маневра), предусматривают необходимые инструменты воздействия на рынок нефтепродуктов для того, чтобы удержать цены на розничных рынках, скажем так, в районе инфляции. — Как избежать роста цен с 1 января 2019 года, когда должны увеличиться акцизы? И будут ли вообще они повышаться? — Решение принято. Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года (то есть акцизы на бензин и дизтопливо будут увеличены на 3,7 тыс. и 2,7 тыс. руб. на тонну соответственно. — РБК). Но одновременно с понижением таможенных пошлин и повышением налога на добычу полезных ископаемых предусматривается отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих предприятий, который должен выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо. В случае если экспортный диспаритет не сможем преодолеть с помощью отрицательного и демпфирующего акциза, в распоряжении правительства остается такой инструмент, как введение (подчеркну, на временной основе) экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты. Несмотря на то что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок. — Одним словом, скачка цен на бензин на заправках не будет 1 января? — Скачка не будет. Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло. — В каких еще решениях сейчас нуждается нефтяная отрасль? Может быть, необходимы новые законодательные или регуляторные изменения? — Решения по завершению налогового маневра должны стать на обозримую перспективу последними государственными решениями, которые радикально меняют условия экономической деятельности в нефтегазовой сфере. По оценкам представителей отрасли, за [последние] десять лет налоговое законодательство в нефтяной сфере поменялось 32 раза. Это была основная и обоснованная претензия отрасли к государству. В таких условиях планировать инвестиции, в принципе выстраивать работу предприятий невозможно. Всем гражданам, бизнесу в особенности, нужна стабильность и предсказуемость регулирующей деятельности государства. Только масштабный форс-мажор (не дай бог, землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.) является основанием для возможного изменения базовых условий ведения экономической деятельности. Бесконечное творчество государственного аппарата наносит непоправимый вред инвестклимату в стране. Мнение Роснефти должно учитываться наряду с другими — До последнего времени неформальным куратором нефтяной отрасли считался Игорь Сечин, который до 2012 года был вице-премьером, а возглавив Роснефть, стал секретарем президентской комиссии по ТЭК. Удалось ли новому правительству сместить центр принятия решений так, чтобы они принимались на Краснопресненской набережной? — Я не вижу такой проблемы. Понятно, что руководитель Роснефти Игорь Иванович Сечин является авторитетным человеком в отрасли. Роснефть — крупнейшая компания в России и одна из крупнейших в мире. Ее мнение должно учитываться наряду с другими. Роснефть участвует во всех дискуссиях, о которых мы говорили выше. Но на равных с другими компаниями. Компании, включая Роснефть, вправе вносить любые предложения. Правительством они рассматриваются так же, как и обращения и предложения любого гражданина нашей страны. Это наша конституционная обязанность. Кстати, ни одна компания, в том числе Роснефть, ни разу не предложила принять индивидуальное решение в отношении, что называется, себя любимой. Все говорят об общеотраслевых проблемах. И они, как правило, едины. Проблемы центра принятия решений не существует. Такими центрами являются конституционные органы власти: конечно же, президент — с учетом важности отрасли для нашей страны, парламент и правительство. — Но в конце прошлого года льготы для обводненных месторождений дали только Роснефти, хотя заявки поступали и от других крупных компаний. Это было до того, как вы стали куратором нефтегазовых вопросов в правительстве, но тем не менее. — Обводненность — это объективная предпосылка для предоставления льготы всем пользователям таких месторождений. Таких месторождений у нас достаточно много. Вряд ли можно говорить, что исключительно Роснефть попала под эту льготу. — Пока что только она. — Возможно, сегодня воспользовалась только она. Давайте подождем, посмотрим. — Если отвлечься от нефтянки, в энергетическом секторе есть еще один гигант — Газпром. Один из ключевых вопросов в газовой отрасли — это условия доступа независимых производителей газа к его газотранспортной системе. Какую позицию сейчас занимает по этому вопросу правительство? — Независимые от Газпрома производители газа, включая Роснефть и НОВАТЭК, поднимают в качестве проблемы вопрос относительно прозрачности и обоснованности формирования тарифа на транспортировку газа по газотранспортной системе. Совсем недавно в правительстве с участием Газпрома и заинтересованных компаний была достигнута договоренность об алгоритме действий по разрешению этой спорной ситуации. Газпром совместно с Минэнерго и ФАС с участием указанных компаний должны определить и обосновать все операционные расходы на содержание газотранспортной системы за последние два-три года, вычленив их из общих расходов на финансовое обеспечение всех других видов деятельности газовой монополии. На этой основе определить эталонные операционные расходы на транспортировку газа. Эталон плюс инвестиционная надбавка на развитие в общих интересах газотранспортной системы должны стать тарифом на транспортировку газа. Для самого Газпрома и для независимых производителей эти тарифы должны быть одинаковыми. — Каков ваш прогноз — тариф вырастет, на чем настаивает Газпром, или снизится? — Газпром, естественно, говорит: Когда мы все посчитаем, вы увидите, что это будет значительный рост. Независимые исходят из того, что, наоборот, когда все это станет прозрачным, то будет снижение. Мы увидим все расчеты. Точно будет дискуссия. Но она позволит установить истину и принять объективное, взвешенное решение. — В какие сроки это нужно сделать? — Предложения с расчетами должны быть внесены до 1 сентября. Все планы по цифровизации Россетей должны быть не за счет увеличения тарифов — На ближайшем заседании президентской комиссии по ТЭК, которое пройдет 27 августа в Кемерово, один из основных вопросов — модернизация энергомощностей на 1,4 трлн руб. Эта идея вызывала резкую критику промышленных потребителей, за счет которых планируется проводить эту модернизацию. Считаете ли вы нынешний вариант обновления мощностей оптимальным? — Дискуссии на эту тему действительно были очень жаркие, и они не закончились. У нас есть прогноз по выбытию соответствующих мощностей. Все едины, что модернизировать теплоэнергетику абсолютно необходимо. Но вопрос в итоге один: во сколько модернизация обойдется потребителям? На этот вопрос ответ есть уже сегодня. Все расчеты показывают, что дополнительную инвестиционную надбавку под эту задачу вводить не требуется. Действующие тарифы на электроэнергию будут изменяться только с учетом инфляции. — Сохранится ли статус-кво между Россетями и их дочкой ФСК, которая до последнего времени пользовалась оп

Источник: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/viewpoint/view/1002